Бурное развитие мобильных технологий привело к формированию новой индустрии разработки мобильных приложений для смартфонов и планшетов, что, в свою очередь, предопределило появление нового рынка — мобильных приложений. Мобильные приложения могут рассматриваться в нескольких аспектах: как продукт разработки, имеющий определенное функциональное назначение; как маркетинговый продукт, проходящий собственный жизненный цикл на рынке и, в отдельных случаях, как инструмент продвижения в мобильной среде, позволяющий не только привлекать потребителей, но и глубже вовлекать их в коммуникационную среду брендов.
Рынок мобильных приложений начал свое формирование на глобальном уровне в 2008 году, в России годом «зарождения» считается 2009 год. За 5 лет он стал одним из наи-более динамично развивающихся и перспективных рынков, темпы роста которого остаются впечатляющими и в настоящее время. По прогнозам исследовательской компании J’son & Partners Consulting, в период 2013-2016 гг. среднегодовые темпы роста рынка мобильных приложений в России будут выше мировых и составят 171%. Однако, по данным между-народного сервиса аналитики App Annie, Россия, по итогам прошедшего года, занимает по темпам роста четвертое место, уступая Южной Корее, Китаю и Японии, и лишь десятое по объему выручки. Основными драйверами рынка эксперты называют: продолжающийся рост проникновения мобильных устройств, в частности, планшетов; развитие 3G и LTE – сетей; рост числа мобильных платформ и сред разработки; формирование рынка сервисов для разработчиков; развитие мобильных платежных систем; развитие бизнес-приложений; дальнейшая интеграция приложений с социальными сетями; локализация разработчиков приложений. Кроме драйверов на рынке существуют барьеры, тормозящие его развитие, однако, на мировом и национальном российском уровне данные барьеры несколько отличаются. Так, эксперты компании J’son & Partners Consulting, на мировом уровне, выделяют в качестве барьеров высокую конкуренцию среди разработчиков и плохое понимание разработчиками потребительского поведения. В России барьерами являются недостаточное количество подготовленных кадров и высокая стоимость разработки и продвижения приложений. Отсутствие специалистов, способных разработать и вывести на рынок функциональное и конкурентоспособное приложение, говорит о незрелости рынка и отставании от мирового уровня. Данные драйверы и барьеры определяют специфику не только рынка мобильных приложений, но и самих мобильных приложений как маркетингового продукта. Анализ рыночной среды позволяет понять, какие мобильные приложения будут более востребованы на рынке, какие из них принесут большую прибыль или же обеспечат эффективное присутствие бренда в мобильном пространстве. Рассматривая мобильное приложение как маркетинговый продукт, необходимо отметить, что каждое приложение имеет свой жизненный цикл, который оно пройдет на рынке или же на персональном мобильном устройстве. Маркетинг мобильных приложений включает классические решения в области 4Р. Продуктовая концепция, монетизация, распространение и продвижение определяют конкурентоспособность выводимого на рынок приложения. Начнем с рассмотрения мобильного приложения как продукта. Мобильными приложениями принято называть программные продукты, разработанные специально для мобильных и планшетных устройств, с целью решения прикладных задач, обеспечения доступа к информации различного рода и работе с ней. Решение о выборе того или иного вида мобильного приложения принимается исходя из задач, которые должно решать приложение. Вид и функционал, выводимого на рынок приложения, определяют не только решения в области монетизации, но и решения по первоначальному продвижению и дальнейшему под-держанию на рынке. Приложения условно делятся на несколько сегментов: — Мобильные игры – наиболее динамично развивающийся сегмент. Игровые приложения разрабатываются как для планшетных устройств, так и для смартфонов. И, если раньше для смартфонов создавались достаточно простые игры, в которые можно без затруднений играть на небольшом экране, то в настоящее время большинство таких продуктов адаптировано под использование как на планшете, так и на смартфоне. — Мобильные социальные сети и мессенджеры – данный сегмент пользуется высокой популярностью в силу того, что социальные сети стали неотъемлемой частью повседневной жизни наиболее активной части населения по всему миру. Несмотря на данные последних исследований, свидетельствующие о некотором снижении интереса к социальным сетям, практически все социальные сервисы имеют мобильную версию, позволяя своим участникам оставаться на связи в сообществе 24 часа в сутки и в любой точке мира. — Контент-приложения – созданные для получения доступа к видео-, фото-, аудио- информации. С помощью данных приложений пользователь может скачать на свое устройство видеоклипы, фильмы, музыкальные произведения, книги и журналы в цифровом виде и т.д. — Бизнес-приложения – позволяют перенести решение бизнес-задач на мобильные платформы, упрощают работу с документами или данными на мобильных устройствах. По-граничным вариантом являются приложения мобильных сервисов различных компаний, благодаря которым, клиенты могут пользоваться услугами компании или получать определенную информацию в удобной форме со своего мобильного устройства. — Прикладные приложения – призваны решать самые разнообразные задачи: от планирования личного бюджета, работы с изображениями и распознавания музыки до составления списка покупок и графика полива цветов. — Информационные и справочные приложения – развивающийся сегмент, отличающийся меньшей востребованность, но являющийся неотъемлемой частью развитого мобильного информационного пространства. Производители мобильных устройств в конкурентной борьбе за потребителей стараются создать не только качественный продукт, наделенный рядом уникальных характеристик, но и удобную среду использования этого продукта. Лидирующие производители имеют собственные мобильные платформы или используют сторонние платформы, предоставляемые крупнейшими игроками данного рынка (iOS, Android, BlackBerry OS, Symbian, Windows Phone, Bada и т.д.), под которые разработчики пишут приложения. Все мобильные приложения реализуются через интернет-магазины, привязанные к каждой конкретной платформе: App Store – iOS Apple, Google Play – Android, BlackBerry AppWorld –BlackBerry OS, Nokia Ovi Store — Symbian, Windows Marketplace – Windows Phone, Samsung Apps – Bada. Именно поэтому, при создании приложения необходимо не только определить концепцию приложения, его функционал и интерфейс, но и определиться с тем, для каких устройств оно будет предназначено (планшеты или смартфоны, только смартфоны, продукция Apple или же других производителей и т.д.). От этого будет зависеть, на какой мобильной платформе будет реализовано приложение, и на какие устройства будет происходить его дальнейшее распространение. (Продолжение следует…)